Опубликовано: 29 июля 2008 г.

Именно под таким заголовком была опубликована заметка в "Таймс". Статья довольно большая. И мною была сделана часть перевода. Оригинал и полный текст статьи вы всегда сможете найти по ссылке: на сайте Таймс

Дни стали короче. Холодный ветер ворошит опавшие листья а по утрам виноградники покрыты первыми заморозками. Природа увядает.

Не в пример этой капризной особе, жизнь Франции наоборот набирает обороты. Урожай 2007-го года уже собран. Посмотрим, что же принес этот год. Итак, 721 новых романов, свыше 683 литературных открытий сезона. Сотни новых музыкальных альбомов и несколько десятков новых фильмов.

Громкие выставки во всех крупных музеях. Новые концерты, оперы и постановки в концертных залах, украшающих Французские города.

Наступление осени во многих странах означает новые события, но во Франции это пора зарождения нового культурного года.

И никто не относится к культуре более серьезно, чем Французы. Они щедро спонсируют эту мадемуазель, балуют ее субсидиями и налоговыми льготами. Французские СМИ преподносят ей непостижимые объемы эфирного времени и длинные колонки в печатных изданиях.

Даже модные глянцевые журналы выделяют место для серьезных книжных обзоров. А новость о Prix Goncourt – одной из более чем 900 французских литературных премий, обошла первые полосы страниц по всей стране. (Ее получил Жиль Лерой за роман Alabama Song.)

В каждом французском городке, независимо от его размеров и населения, найдется свой собственный ежегодный оперный или театральный фестиваль.

В каждой церквушке почти каждый выходной звучит органная камерная музыка.

И все бы хорошо, но есть одна проблема. Все эти могучие дубы культурных событий, поваленные за год во Франции и сделавшие там много шума у себя на родине, едва ли были услышаны остальным миром.

Когда-то восхищавшая своими выдающимися писателями, художниками и музыкантами, Франция сейчас являет собой увядающее могущество на глобальном культурном рынке.

Это особенно чувствительный вопрос сейчас, когда у руля власти находится Николя Саркози, выступающий за укрепление позиций Франции на мировом уровне. Вопросы культуры будут вычеркнуты из списка первоочередных дел.

Лишь небольшая часть романов нового сезона найдет издателей за пределами Франции. За год, в среднем, около десятка их будет издано в США, в то время как около 30% всей читаемой фантастики, продаваемой во Франции, переводится с английского. Такое же положение вещей и в Германии, однако здесь почти 50%-ый уровень переведенной литературы стабильно держится в течение последнего десятилетия, а во Франции этот уровень постоянно растет.

Прежнее поколение французских писателей, начиная с Мольера, Гюго, Бальзака и Флобера и заканчивая Прустом, Сартром, Камю и Малро – не испытывали недостатка в зарубежной читательской аудитории.

По количеству нобелевских лауреатов в области литературы Франция занимает лидирующие позиции и заткнет за пояс многие страны, однако последний из них – Gao Xingjian, лауреат 2000 года, пишет на китайском.

Французская киноиндустрия, господствующая в мире век назад, все еще занимает господствующее положение, но это благодаря Новой Волне 60-х, прошлого столетия, когда такие продюсеры как Франсуа Трюффо и Жан-Люк Годар запросто диктовали свои правила кинематографа и переписывали их на "раз-два-три".

Франция до сих пор выпускает около 200 фильмов в год, больше, чем любая другая европейская страна. Но большинство из них дружелюбные, низкобюджетные "безделушки", предназначенные лишь для внутреннего рынка.

Половина билетов, проданных во французских кинотеатрах – проданы на американские киноленты. Хотя, последние годы французские фильмы набирают обороты у себя на родине, лишь один французский фильм победил в этом году по уровню кассовых сборов американские сюжеты. Это был анимационный фильм Рататуй… Упс! он был снят в США компанией Pixar.

Парижская художественная арена, колыбель импрессионизма, сюрреализма и прочих "-измов", была отодвинута на задний план, по крайней мере с коммерческой точки зрения, Лондоном и Нью-Йорком. Процент продаж аукционных домов Франции в общей доле продаж произведений современного искусства составляет всего 8%, утверждает Ален Кемин, исследователь французского университета Марн-ля-Валле. И это по сравнению с 50% в США и 30% в Великобритании.

По подсчетам немецкого журнала "Капитал", и в США и в Германии, в каждой из этих двух стран живет по 4 из 10 самых выставляемых художников современности; во Франции нет ни одного.

Исследование ArtPrice по рынку современного искусства, проведенное в 2006 году, показало, что работы лидирующей фигуры в списке Европы – британца Дамиена Херста продаются в среднем за 180 000 долларов. Лидер среди художников Франции – Робер Комба – оценивается в 7500 долларов за работу.

Во Франции есть композиторы и дирижеры с международным авторитетом, но среди них нет равных Великим 20-го века, таким как Дебюсси, Сати, Равель и Милход.

Имена французских певцов и певиц, таких как Шарль Азнавур и Эдит Пиаф, гремели раньше на весь мир. сейчас в поп-музыке доминирует американизм и британизм.

И хотя Французская музыкальная индустрия заработала 1,7 миллиарда долларов на записях и скачивании музыки в прошлом году, лишь несколько артистов известны за пределами Франции.

Быстро: назовите имя французской поп-звезды, но только не Джонни Холидея.

Однако, при всем при этом, уменьшающийся авторитет Франции в области культуры, возможно, станет еще одной национальной характеристикой – подобно низкому уровню рождаемости в Италии или нежной любви русских к водке. А иначе Франция не была бы Францией.

Ведь это страна, где продвижение культуры было национальной политикой на протяжении веков, страна, где полемика ученых мужей и новые музеи это символ национальной гордости и патриотизма.

Более того, Франция стала взимать плату за "культурную интервенцию" с других стран, ограничивая проникновение чужестранных развлекательных продуктов и при этом поддерживать свои собственные.

Французские чиновники, те, кто верит, что подобный протекционизм необходим для сохранения французского культурного разнообразия от многотонного танка под названием "Голливуд", однажды выразили свое осуждение Стивену Спилбергу за его "Парк Юрского периода", усмотрев в последнем "угрозу самобытности Франции".

Они весьма преуспели в продвижении концепции "культурной интервенции" и утвердили ее в 2005 году в соглашении ЮНЕСКО; теперь же они всячески ссылаются на него в международных торговых переговорах.

Хотите прокомментировать?

CAPTCHA ImageAudio Version
Reload Image