(28 марта – 5 апреля 2009)
Автор: Екатерина Харенко

img_8683.jpg

Наверное, любой человек, собираясь в город детско-юношеской мечты, которую все никак не удавалось осуществить, движим двумя противоречивыми чувствами. Первое «неужели я завтра буду тут», второе – опасение, что мечта и действительность вступят в конфликт. Поджоги машин, беспорядки, забастовки, кварталы выходцев из бывших колоний – одно лицо Парижа, растиражированное СМИ. Слащаво-романтическое, гламурное – другое его лицо, которое снисходительно смотрит с рекламы Lancome и Dior. И еще одно, теперь уже мое самое любимое – лицо-декорация любимых фильмов: от «Чудовища» и «Большой прогулки» до «Амели» и «Ангела А». «Какое оно на самом деле – я увижу уже завтра!» – нервно рассуждала я, пакуя хорошо продуманный багаж. Спонтанным было только решение поехать в Париж; на то, чтобы к поездке подготовиться, было целых два месяца. Да, два месяца штудирования электронных ресурсов на предмет, что есть, где жить, куда идти, на чем ездить и т.п. За стеклом московского окна была серость, слякоть и грязный снег с ледяной коркой. В конце марта весной если и пахнет, то запах этот понятен исключительно московскому жителю.

Дальше – еще интереснее »

Автор: Марина Аидова

Ну, вот мы и въехали из Германии во Францию. Радиоканал Liebe FM сменился на CherieFM . Мы почему-то ожидали, что сразу заиграет аккордеон с французскими мелодиями, но как ни странно, играет все та же английская поп-музыка. А как же борьба французов с англинизацией своей культуры? И на ChampagneFM все то же самое – Мадонна и Бритни Спирс вперемежку с незнакомыми нам французскими певцами. Мы сдались и поставили диск с музыкой из фильма Амели для того, чтобы настроиться на атмосферу приближающего Парижа. Правда, когда мы ехали обратно и услышали черного репера 50 C ents , то оба согласились, что эта музыка тоже вполне точно отражает дух современного Парижа.

За окнами проносится огромный мемориал солдатам, павшим при битве под Верденом в Первую мировую войну, щиты с указателями к винным подвалам Шампани. Ближе к Парижу вдруг по бокам дороги начинают появляться какие-то огромные цветные пирамиды, шары, кубы, трубы. Все ярко и необычно раскрашено. Пол-Европы проехали, а нигде такого «придорожного» искусства не видели. Ну а что вы хотели, Франция – столица современного искусства.

Въезжаем в Париж, у меня аж в висках стучит от напряжения. Выруливаем на Площадь Бастилии, поворачиваем на Бульвар Бомарше, а сердце от восторга сейчас выскочит из груди. И вот уже через десять минут мы в своей гостинице. Париж, оказывается, совсем небольшой город!

Распахиваем окна нашего номера и видим эту картину. Понимаем, что надо выпить!

новый год в Париже

Быстро кидаем вещи, ведь уже пять часов вечера, скоро Новый год, и ныряем в городскую толпу. Идем по улице с счастливыми выражениями лиц полных идиотов. Сама мысль о том, что вот мы идем по Парижу, кажется просто невероятной. Почему-то я уверена, что если бы мы сейчас оказались в Мадриде или Стокгольме, то не было бы у нас этого ощущения неописуемого счастья. И пусть я чуть не наступила в кучу, которую только что оставил прямо на тротуаре огромный пятнистый дог, а его хозяин (как впрочем, явно и хозяева всех других местных собак) даже не подумал эту кучу убрать, и пусть в лавках на улицах одни арабы, это как-то даже не важно, просто так счастливо и хочется улыбаться во весь рот и смеяться во весь голос.

Батюшки, мы и не заметили, как дошли до Нотр-Дама. А он оказывается бежевый и вовсе не серо-черный, как мы почему-то оба думали. Рванули, было, зайти, но, увидев очередь из человек пятисот, как-то сразу расхотели. А толпа вокруг настолько разноязычная, что становится ясно, что не мы одни решили встретить Новый год в Париже. И причем все с такими же бессмысленно радостными выражениями лиц, как у нас.

Меж тем начинаем чувствовать, что вообще-то холодновато. Заскочили в ближайший магазинчик чуть погреться и поняли, что надо купить бутылку шампанского, чтобы открыть ее в полночь под звук местных курантов. Ну, и заодно взяли чекушку виски для согрева. Бутылочка плоская, как раз удобно в карман ложится.

У Елисейских полей огромное колесо обозрения все в неоновых огнях. Ну что, прокатимся? В кабинке кроме нас еще две пары средних лет. Поднимаемся наверх, и они в темном вечернем небе начинают безошибочно по-французски определять все светящиеся точки – Place des Invalides, Arc de Triumphe, Place de Republique , Opera . Наверное, приехали из провинции встречать новый год в столице. Тут Витя вытаскивает свою заветную плоскую бутылочку, отхлебывает из нее, а наши соседи вдруг оживляются, улыбаются и желают нам Bon ne Anne . Последующие пять кругов мы с ними живо беседуем, что особенно примечательно, что они не знают ни одного слова по-английски, а я по-французски в последний раз говорила лет 15 назад. Собрав все свои мозги в кучку и выпив пару глотков вискаря, я смогла все-таки у них выяснить, что они парижане, и каждый год приходят встречать Новый год на Елисейские поля. И не ходите к Эйфелевой башне, там одни туристы. И будьте осторожны в полночь, потому что когда все начинают друг друга поздравлять и обниматься, то карманники начинают шарить по сумкам.

Ну что ж, мы будем бдительны! Выходим на Елисейские поля. До Нового года еще четыре часа, а народу полно, в основном туристы, чаще всего слышим русскую речь. Все в огнях, все бурлит и кипит. Предприимчивые арабы уже вытаскивают из своих набитых рюкзаков бутылки шампанского и предлагают их втридорога туристам.

Зашли в бистро, опять же погреться, ну и перекусить чего-нибудь. Все сидят за малюсенькими круглыми столиками, которые стоят так близко друг к другу, что ты буквально сидишь, прижавшись плечами к соседу справа и слева. Вдруг слышим, что соседи справа спрашивают по-английски официанта, одетого в костюм морячка и проворно снующего между крошечными столиками, где лучше быть в полночь, и он им советует идти к Эйфелевой башне, потому что там очень красивый салют. Мы в полном недоумении, что же нам делать, куда идти. Слева от нас сидят две дамочки лет семидесяти. Заказали себе виски и цедят свои 50 грамм уже второй час, болтая при этом без умолку в ожидании 12 часов. Мы долго ждем паузу, чтобы к ним обратиться, но шансов, что они затихнут хоть на секунду, нет, и я просто перебивая их, спрашиваю, куда она нам посоветует идти. Дело кончилось тем, что мы проболтали с этими тетушками (одна их них очень живо говорила по-английски) до закрытия кафе, подлили им в стаканчики нашего вискаря, чему они были очень рады, а, прощаясь, мы обнимались и целовались, как родные. И кто говорит, что французы высокомерные и спесивые? Ну, разве что та хмурая русская тетка, которую мы увидели через два дня. Она покупала билет на экскурсию, а продавец делал вид, что ее не видит. Когда она уже стала громко возмущаться, этот лысый старичок в очках спокойно на нее посмотрел и мягко сказал: «Madame, во-первых, надо сказать bonjour , а во-вторых, улыбнуться. Я же не автомат, а человек».

Елисейские поля. Новый год 2009

А на Елисейских полях дело близится к полуночи. Мы все-таки решили остаться здесь, потому что хотели встретить Новый год вместе с парижанами, а не с туристами. Испытать это состояние общности, когда все начинают поздравлять другу друга, обниматься, чокаться шампанским. Начали подтягиваться парижане. Пары средних лет, причем многие дамы в норковых шубах, черных туфлях на каблуках, черных чулочках. Молодые девочки тоже на каблуках. Но при этом с голыми ногами. И неважно, что 2 градуса мороза, это ведь new look , все тот же, что шокировал меня в феврале в Нью-Йорке. Вот молодая девушка толкает инвалидную коляску, в которой сидит ее бабушка, тоже в норковой шубе, черных лакированных туфельках-балетках и седая голова уложена в прическу-одуванчик. Наверное, всю свою жизнь она встречает Новый год на Елисейских полях, и, несомненно, лет пятьдесят назад она также шокировала своими нарядами окружающих, как эти девочки своими синими голыми ногами.

И вот уже время близится к полночи. Мы вытаскиваем свою бутылку шампанского, стоим с ней наготове, сердце бьется, я готова загадывать желание ….и……и….и……на наших часах 12:01, 12:02, 12:03. Соседняя компания французов разливает шампанское по пластмассовым стаканчикам.

- А что уже Новый год?!

- Ну, конечно!

- А где же салют?

- А салют у Эйфелевой башни.

- ….??????

Помявшись, мы в некотором недоумении открываем свою бутылку шампанского. Ну ладно, ну не салютом, ну хотя бы огнями, иллюминацией можно было дать какой-то знак, что вот уже Новый год, чтобы как-то все сразу, «соборно», крикнуть ура, а не отмечать его индивидуально в соответствии со своими наручными часами.

Мы всё стоим посреди улицы, пьем свое шампанское, глазеем на людей и удивляемся, почему так много полиции. В переулках, примыкающих к нашей улице, куча микробусов жандармерии – цивилизованный аналог наших «скотовозок». Что интересно, форма французских полицейских, наверняка, была разработана каким-то ведущим модельером. Как стильно они выглядят в своих темно-синих формах, с наплечниками и наколенниками в виде лат, как какие-то инопланетяне из футуристического фильма. При этом они очень доброжелательны. Терпеливо и подробно отвечают сотням туристов, которые задают в основном один и тот же вопрос «Как пройти к Эйфелевой башне». Собирают пустые бутылки из-под шампанского и выбрасывают их в мусорные ящики.

А Елисейские поля начинают заполнять совсем другая публика. Сверху, от Триумфальной арки, видимо, от Эйфелевой башни и как-будто из-под земли, из выходов метро начинают стекаться потоки молодых арабов и черных. И вроде они и не агрессивны и балуются, как обычные подростки – вот средних лет мужчина фотографирует свою жену на фоне праздничных огней, а они все толпой подбежали к ней обняли, и тоже с ней фотографируются, смеются и кричат «Bonne Anne !» в камеру. И муж и жена тоже смеются. Вот мне из-за спины крикнули в ухо. Я завизжала и подпрыгнула от неожиданности. Они хохочут, французы тоже смеются, Новый год все-таки! Но, тем не менее, эти молодые ребята идут как хозяева этого города, по центру улицы, а французы в своих лакированных туфельках как-то начинают отходить в сторону. Полицейские за всем этим наблюдают, выражения лиц у них вполне доброжелательные – граждане нашей страны празднуют и веселятся, а мы здесь лишь как фактор сдерживания возможных беспорядков. Арабские пацаны кричат им «Police, B onne Anne !» Они им улыбаются и отвечают тем же. Но когда кто-то вдруг бросил бутылку из-под шампанского, мало этому смельчаку не показалось. Скрутили его моментально, оттащили к стене дома, поставили «руки-ноги» врозь, обыскивают. А десять полицейских встали вокруг с прозрачными пластиковыми щитам вперед, сканируя толпу из-под прозрачных забралов огромных шлемов, готовые отразить попытку товарищей хулигана отбить его у полиции.

Надо признать, что действо это было очень захватывающим, и наблюдать его можно было еще очень долго. Но было уже поздно, и мы пошли домой.

А последующие два с половиной дня мы много гуляли, ездили на двухэтажном автобусе, слушали экскурсии и заглядывали в окна парижан, опять гуляли. Сидели в кафе, участвуя в реалити-шоу «За стеклом» – мы глядим на толпу, а она глядит на нас. Как-то мимо проезжал автобус, который вез молодых китайцев. Видимо, они ехали прямо из аэропорта, потому что уж совсем ошалело и счастливо озирались они по сторонам. Их автобус остановился на светофоре и тут они увидели нас, как двух манекенов в витрине, сидящих плечом к плечу другу к другу лицом к улице и попивающих vin chaud – горячее вино со специями. Девочка из автобуса стала нас лихорадочно фотографировать. Наверное, потом напишет в своем Интернет-блоге «у парижан есть удивительная традиция приходить в кафе и мирно и неторопливо проводить там время, наблюдая за жизнью». А мы – те два парижанина – сидели в кафе с отекшими от ходьбы ногами, не в состоянии куда-либо еще идти.

Уезжая из Парижа, мы сделали крюк в 30 километров и заехали на русское кладбище в Сент-Женевьев де Буа…

Русское кладбище Сент-Женевьев де Буа в Париже

Надо сказать, что кладбище находится в гораздо лучшем состоянии, чем русское кладбище в Таджикистане. Наверное, в Париже все-таки больше русских, чем в Душанбе.

Мы долго ходили от одной могилы к другой. Какая-то женщина спросила нас, не знаем ли мы, где могила Галича. Мы как раз только что мимо нее прошли. Батюшка служит молебен об упокоении возле какой-то могилы. Человек 10 родственников стоят рядом – и бабушка, и ее дети и внуки. После молебна, проходя мимо них, я услышала, что все они говорят по-французски, а бабушка обращалась к своим десятилетним внукам mon cheri. А вот – молодой человек и, видимо, его мать и бабушка убирают могилу. Проходя мимо и прочитав надпись на кресте, понимаю, что пришли они к Вере Александровне Ветровой, которая умерла ровно месяц назад и положена уже четвертой в могилу Ветровых. А родилась Вера Александровна в 1910 году.

Русское кладбище Сент-Женевьев де Буа в Париже

Мы вышли из ворот кладбища. Был ясный солнечный день. Через дорогу, на детской площадке мальчики из маленького французского городка Сент-Женевьев де Буа играли в футбол. Они весело резвились, смеялись, и было видно, что они счастливы. Все до одного они были черными.

Мы вернулся из города-героя Парижа. Впечатлений масса! Даже не знаю, как их сортировать, видимо, пройдет определенное время, и станет ясно, в каком порядке описывать поездку.

Начну сумбурно. Сначала свалю все в кучу, потом разберемся.

Хочется сказать Огромное спасибо Юле Даминовой, которая была моим единственным учителем французского языка. Жаль, уроки длились по полчаса 1 раз в неделю в утренней электричке по пути в институт. Но я постарался взять максимум, и госпожа Даминова может мной гордиться. Учителям английского спасибо за то, что они были, есть и будут в моей жизни!

Язык.

День первый: Господи, почему я не учил французский в школе???

День второй: Почему французы не учат английский???

День третий: лучший язык общения – фрэнглиш!!!

День четвертый: а я сносно могу объясниться на французском (я себе, конечно, льстю, но меня понимали).

Дальше – еще интереснее »

Глава "музейная": посещение музея Ремесел и Профессий, музея Магии.

Нет ничего лучше, чем проснуться с утра от запаха свежеиспеченых круасанов. Этот утренний аромат смешанный с ароматом кофе пробудит даже самого усталого туриста. Мы были не исключение. Тем более, что нас ждала в этот день "музейная программа", и не абы какие "стандартности", а музей ремесел и профессий и, манящий своим необычным названием, музей Магии.

Музей ремесел и профессий
Musée National des Arts et métier
адрес: 60, rue Réaumur
www.arts-et-metiers.net
Часы работы: 10.00-18.00, чт – 10.00-21.30
Стоимость билета – €6,50, льготный (если вы, например, имеете отношение к преподавательской деятельности) – € 4,50

Париж
Музей ремесел и профессий, Париж

Дальше – еще интереснее »

Автор: Вера Трубникова

Почему бы не поделиться воспоминаниями, тем более, что советы бывалых лично мне помогли. Независимо друг от друга мы с дочерью вышли на happy-lark, причем дочь распечатала "Песнь о Монмартре", а я законспектировала маршрут из "Притяжение Бретонвилльского переулка…" (при этом выразила мнение, что все-таки это сказка).
Поездка в Париж созрела у дочери-студентки после просмотра фильма "Призрак оперы" , а заодно и тема курсовой на основе Гранд Опера. Главное цель и желание, а далее, как у самонаводящейся ракеты - не остановить. Но обилие информации зачастую заставляет занять бойцовскую стойку. Опасения по поводу неразберихи в аэропорту и прочих неудобствах рассеялись, как только оказались "во французской стороне".
Мы просто ассимилировались, растворились, и город принял нас.

Дальше – еще интереснее »

Глава, в которой рассказывается о том, как не заблудиться в аэропорту, что такое VELIB , и немного об игре в pétanque.

Итак, мы в Париже. Почти родной аэропорт Шарль де Голль. Для начала идем забирать свой багаж, в общем-то, простая процедура, но может показаться довольно изматывающей, если не знать, куда за собственными вещами отправляться. Нужно подойти к информационным мониторам, где, согласно вашему рейсу будет высвечиваться номер зала, в который нужно подойти за своим багажом.

Париж
Информационные указатели в аэропорту Шарль де Голль

Следующий этап – добраться из аэропорта в Париж.

Экономичный и быстрый способ самостоятельно добраться от аэропорта Шарль де Голь(CDG) до Парижа – это поезд RER, далее на одной из пересадочных станций перейти на нужную линию метрополитена. Многочисленные указатели подскажут, как дойти до станции RER. Аэропорт достаточно большой и в первый раз можно растеряться, главное смотреть на указатели и не нервничать. Стоимость поездки 8,2 евро, билет продается в непосредственной близости от станции RER, в специальном автомате за монеты или по кредитной карте. Этот билет будет действителен и для поездки в метро, поэтому его нужно сохранить для последующей пересадки на линию метрополитена, после того, как пройдете турникет к поезду RER .

Дальше – еще интереснее »

Глава, в которой даются советы, как бесплатно пройти в Лувр, а также немного о книжных магазинах Парижа

Итак, продолжим. После чудесного отдыха в тенистом Пале-Руаяль, мы отправились к Лувру. По пути миновали причудливую станцию метро Лувр-Риволи, украшенную шариками из итальянского дутого стекла. К слову, метро, пожалуй, самый быстрый способ передвигаться по Парижу. Вообще, расстояние между станциями можно миновать минут за 10 пешком, но как бы то ни было, к вечеру ноги начинают «гудеть», становится уже не до красот и хочется на чем-нибудь проехать. Для тех же, кто не хочет залезать в душный метрополитен, советую воспользоваться системой проката велосипедов Velib, недавно появившейся в Париже.

Париж
Станция метро Лувр-Риволи

Дальше – еще интереснее »

Глава о Момартре, в которой мы побываем на площади Тертр, увидим Сакре-Кер, кабаре Шустрый Кролик, Мулен-Руж и отыщем Проходящего сквозь стены

Отправная точка нашего путешествия – станция метро Anvers, от нее мы отправляемся к площади Аббес (place des Abbesses), на которой стоит церковь Сен-Жан-л’Еванжелист. Эта церковь – первая во Франции, построенная из железобетона. Однако, о ней чуть позже. Добравшись собственно до площади, внимание привлекает вход станции метро Аббес. Из путеводителя узнаем, что это одна из двух сохранившихся в Париже станций метро эпохи ар-нуво, со стеклянным павильоном и фонарями, построенная архитектором Гимаром.

Париж
Станция метро Аббес

Дальше – еще интереснее »

Автор рассказа: Елена

Вот и пролетели 9 незабываемых дней, проведенных во Франции. Конечно, это совсем мало. За это время разве что чуть-чуть прикоснуться, почувствовать этот город можно.

Первое впечатление на этот раз было обманчиво. Узенькие улочки, грязь на улице. И сразу в голове начала лихорадочно пульсировать мысль: а может не стоило ехать… Но уже совсем скоро стало понятным ошибочность этого мнения.

Архитектура Парижа действительно пленяет. И ты моментально и безоговорочно становишься поклонником этого города. Есть какая-то магия в его садах, улицах, фасадах зданий, узенькой Сене, мостах.

Особого внимания заслуживает быт парижан. Неторопливое сидение в малюсеньких кафе за малюсенькими столиками за крошечной чашечкой кофе. Даже на обеденное время у парижан отведено 2 часа. Одним словом, еда в Париже возведена в культ. Вы можете заглянуть наугад в любое кафе, мимо которого без цели бредете, и будьте уверены ─ уровень обслуживания и качество еды будет на уровне. Не уезжайте из Парижа, не попробовав лукового супа, фуа гра. А вот насчет лягушек – сама как-то не решилась. И еще ─ заказывая в кафе мясо, будьте готовы, что вам его принесут в несколько недожаренном виде, а точнее с кровью. Если вы не любитель подобной натуральности, лучше сразу предупредите официанта во избежании дальнейших недоразумений.

Дальше – еще интереснее »

Автор рассказа: Галина Манаева

Серенада под небом Парижа

Путешествие в Париж оправдало мои ожидания, теперь я живу в нем постоянно, а то расстояние, что разделяет меня с этим городом, не имеет никакого значения. Наоборот, чем дальше уходит время, тем ярче прорисовываются парижские картинки. В любое время их можно оживить в памяти, внести новые краски и бесконечно любоваться созданным полотном. Все так и есть, как писал Хемингуэй: Париж – это праздник, который всегда с тобой. Мой Париж, прежде всего, связан с такими районами, как Латинский квартал, главными достопримечательностями которого являются знаменитые Сорбонна и Пантеон.

Немного заблудившись, мы оказались не у парадного входа университета, а в его чудном дворике, рядом с часовенкой святой Урсулы, где нашел свой последний приют кардинал Ришелье, принесший немало пользы этому университету. О нем, правда, мы больше судим, причем не с самой привлекательной стороны, по роману Дюма «Три мушкетера».

Дальше – еще интереснее »